Как оформить самозанятость: пошаговая инструкция
Если вы решили устроиться на удаленку, самое время подумать про легальную работу. Сколько и как платить? Как оформить самозанятость: пошаговая инструкция в этой статье.
Каждый год на удаленку уходят все больше людей — согласно оценке Минтруда, в 2021 году их число превысило 3 млн. человек. Поэтому уже давно появилась необходимость в налоговом регулировании этой деятельности.
Три года назад в России введено понятие «Самозанятый гражданин» и запустило специальный принцип налогообложения — «Налог на профессиональный доход» (НПФ) (Федеральный закон от 27.11.2018 № 422-ФЗ).

Меня зовут Евгения Зеленова, я основатель школы удаленных профессий GreenFreelance и в своей статье я расскажу, что такое режим самозанятости, как на него перейти и какая у него ставка. Знание этих нюансов поможет вам лучше понимать свои права и возможности, как специалиста. Как оформить самозанятость — пошаговая инструкция для вас в конце статьи.
Что такое НПФ и кто может стать «самозанятым»
Налог на профессиональный доход — отчисления государству фиксированной суммы с дохода физлица от деятельности, при ведении которой он:
- Не заключает договор с работодателем
- Не нанимает работников
- Не получает доход от использования имущества
Доход самозанятого ограничен суммой 2,4 млн. руб. в год (каждый месяц она может быть разной, важно, чтобы в год сумма не превышала 2,4 млн. руб.). Так что если ваша зарплата, условно, выше 240 тыс. руб. в месяц — оформляйте ИП.
Стать самозанятым может любой гражданин России, Армении, Белоруссии, Казахстана и Киргизии, который продает товары или предоставляет услуги населению на территории РФ.
Это самостоятельный платеж, который платится работником лично — налоговую ответственность перед государством несет самозанятый, а не его работодатель как в традиционных трудовых отношениях.
Самозанятость: как оформить и сколько платить?
Какие бывают льготы по налогам у самозанятых?
По сути, налог на самозанятость это и есть платеж на льготных условиях:
- 4%, если оказываете услуги физлицам
- 6%, если работаете с ИП или организацией
Чтобы проводить налоговые отчисления, не нужно заводить отдельную карту или открывать счет. Просто привяжите основой платежный инструмент к учетной записи через приложение «Мой налог». Также вы можете подключить автоплатеж внутри системы. Закон позволяет делать налоговый вычет в размере 10 000 руб. и сокращать за счет него сумму оплаты до его исчерпания. Самозанятые граждане не платят НДФЛ, а ИП не отчисляют страховые взносы и НДС, кроме случаев ввоза товаров извне.
Как оформить самозанятость: пошаговая инструкция
Как оформить самозанятость через госуслуги? Самозанятость оформить просто. Инструкция включает в себя всего 3 пункта и вы можете начинать работать легально на удаленке. Удобнее всего встать на учет через приложение или онлайн-сервис «Мой налог».
Чтобы зарегистрироваться и начать работать, выполните следующие действия:
- Скачайте приложение (доступно в Google Play и AppStore)
- Зарегистрируйтесь одним из трех способов:
- Отсканируйте паспорт. Сервис его проверит и предложит сделать селфи для сверки фото и оригинала
- Введите данные ИНН и пароль в личном кабинете на сайте nalog.ru.
- Используйте учетную запись на портал госуслуг. Введите логин и пароль для входа на портал
- Далее заполните профиль и при желании поменяйте фото (если делали селфи).
Как рассчитывается и платится налог на самозанятость?
Согласно регламенту ФНС, налог на самозанятость платится до 25 числа каждого месяца. Сама налоговая до 12 числа присылает вам уведомление о сумме оплаты за этот месяц и реквизиты
Налог рассчитывается с учетом заработанного вами за 1 месяц, по ставке 4% (либо 3% для фрилансера) или 6% (либо 4% для фрилансера). Если вы работаете одновременно с физлицами и организациями, расчет идет по отдельным тарифам на каждый вид суммы.

Если общий размер пошлины меньше 100 руб., она добавляется к сумме налога, для уплаты по итогам следующего налогового периода.
Ответственность и штрафы
Если забудете вовремя оплатить налог, вам будет начисляться пеня — 1/300 от текущей ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый день просрочки.
Отказ выдать заказчику чек после оплаты им товара или услуги — тоже нарушение. В первый раз отделаетесь штрафом в размере 20% от суммы заказа. Если повторите — заплатите государству полную сумму, на которую не выдали чек.
Как перестать быть самозанятым?
Выйти из статуса можно по двум причинам:
- Добровольное решение
- Ваш статус перестал соответствовать требованиям самозанятого
В первом случае подайте заявление в ФНС через приложение и оплатите оставшуюся сумму налога. Режим НПД прекращается с даты подачи заявки.
Во втором случае — налоговая сама снимает вас с учета и отправляет информацию об этом в приложении. Если захотите, в будущем можете повторно оформить самозанятость, если для этого нет законных препятствий.
Быть или не быть самозанятым?
Итак, мы видим, что самозанятость — очень удобный налоговый режим. Перейти на него удобно и ни к чему не обязывает. Если нет дохода, ничего не платите. На удаленке при небольших и нерегулярных доходах быть самозанятым гораздо выгоднее, чем быть ИП. Последние обязаны ежегодно платить фиксированные страховые взносы на пенсионное и медицинское страхование, даже если нет дохода.
Бизнесу тоже удобнее и безопаснее работать с самозанятым. Не надо платить за него налоги и взносы либо рисковать при использовании «серых схем». Так или иначе, каждый сам решает — быть или не быть: регистрация все равно добровольная 😁